Главная страница >  Материалы журнала >  Консультация психолога >  Мама, папа, я….

Мама, папа, я….

Саша единственный ребенок в семье, ему 10 лет. Когда мама и папа говорят о нем, то описывают мальчика как тихого, домашнего, скромного ребенка. У мальчика почти нет друзей, он редко ходит в гости или приглашает кого-то к себе, не любит шумных игр и компаний. Родители называют Сашу удобным ребенком: он всегда слушается и не доставляет им никакого беспокойства. Внешне Саша обычно невозмутим, на его лице редко можно увидеть какие-то эмоции, а на вопрос родных «как дела?» следует всегда один и тот же ответ: «Нормально». До определенного момента это всех устраивало: мама и папа люди занятые, им и друг с другом некогда вести душевные разговоры. «Да и зачем лезть ребенку в душу? Просто у него такой характер», искренне считали оба.

С восьми лет Саша начал страдать сильными головными болями. Первый эпизод случился во время ссоры родителей. У них наступил сложный период, они часто выясняли отношения и были на грани развода. Раньше Саша не видел маму и папу ссорящимися, скорее в их семье каждый был сам по себе. Обычно, когда взрослые выясняли отношения, то просто уходили на кухню, плотно закрыв дверь, но в тот день Саша невольно стал свидетелем их ссоры. Он пожаловался на сильную головную боль и головокружение. Родители перепугались, уложили мальчика в кровать. Через несколько дней плохое самочувствие и боль повторилась. Мальчика немедленно повели по врачам, провели все необходимые обследования, но каких-либо нарушений не выявили. Врачи посоветовали чаще выезжать с сыном на природу и как можно больше гулять. Учился Саша по-прежнему хорошо, уроки делал всегда самостоятельно, но стал более беспокойным, волновался, когда кого-то из взрослых не было дома. В семье появился новый ритуал: когда мальчик плохо себя чувствовал, а также каждый день перед сном он стал просить маму с папой посидеть с ним: почитать или просто побыть рядом. Беспокойство о сыне сплотило семью, члены которой стали гораздо больше времени проводить вместе. На фоне всех этих изменений Саша стал реже мучиться головными болями, но разлуку с родителями переносил очень плохо. Если кто-то из них уезжал в командировку или Сашу хотели отвезти к бабушке на каникулы, плохое самочувствие и головная боль возвращались. Врач, который обследовал мальчика, посоветовал показать его психологу.

Комментарий психолога-психоаналитика Натальи Евгеньевны Корешковой

Первое, что можно отметить в этой истории, психосоматическую природу головной боли у Саши. Она вызвана не органической патологией, а психотравмирующей ситуацией. Мальчик испугался ссор родителей и тяжело переживал разлад в их отношениях. Будучи замкнутым ребенком, не умеющим выразить свои эмоции, он переживал боль буквально, на уровне тела. Так как головная боль у мальчика возникла в предразводный период в семье, можно предположить, что Саша с помощью своей болезни просто хотел объединить семью. И действительно, совместное чтение, прогулки улучшили самочувствие ребенка, потому что его болезнь изменила ситуацию в целом. Негативным последствием в этой истории может быть фиксация такого способа поведения: «Если я буду болеть, родители перестанут ругаться и будут рядом со мной». Пока будет некоторая выгода от болезни, головная боль у мальчика не прекратиться. В этом случае важно прояснение для ребенка ситуации в семье. Здесь бы помог разговор с родителями, которые объяснили бы мальчику, что как бы ни сложились отношения между ними, как супругами, они всегда будут заботиться о сыне и будут рядом. Также для Саши подойдет индивидуальная психотерапия, чтобы мальчик в безопасной для него обстановке смог найти для себя новые способы общения с родителями и другими людьми, а также научиться выражать свои чувства.

Рейтинг: 1.7 (голосов: 16)

Комментарии

Оставьте Ваш комментарий:
Подпись: 
Введите символы с картинки:  
 

Свежие комментарии

 
ШКОЛА РОДОВ онлайн