Главная страница >  Материалы журнала >  Консультация психолога >  Опять двойка!

Опять двойка!

Все родители, как правило, нервничают, отводя ребенка в первый класс. Как сложится жизнь малыша в коллективе, не сложно ли будет ему учиться, достаточно ли хорошо он подготовлен к школе... Мама Кати, конечно, тоже волновалась за дочь, но скорее приличия ради. Галина не работала, дочкой занималась с самого ее рождения сама, водила на кружки и секции. Девочка росла смышленой и любознательной, и в школе сначала все тоже шло просто замечательно: Кате понравилась новая жизнь, интересные задания, новые друзья. Она с удовольствием делилась с родителями достижениями и впечатлениями. Но постепенно интерес сменился скукой, а похвалы учителей жалобами. В начальной школе благодаря помощи мамы и папы, а также дополнительных занятий с учительницей девочка училась достаточно сносно, но к пятому классу стало очевидно, что общие усилия ситуацию не спасают. Учебная нагрузка возрастала, а желания учиться и самостоятельности у девочки не прибавилось. Общительная и жизнерадостная, Катя как будто и не переживала, что стала одной из самых слабых учениц в классе. На фоне постоянных проблем с учебой, обстановка в семье накалялась. Папа, вечно занятой топ-менеджер крупной компании, обвинял жену в том, что она неправильно воспитывает дочь. Та, в свою очередь, еще больше усилий тратила на занятия с девочкой, но безрезультатно. Когда в школе провели тестирование интеллектуального развития, выяснилось, что у Кати все показатели – память внимание, уровень интеллекта – в норме, но мотивация к учебе отсутствовала полностью.

Наталья Федоровна Барложецкая

телеведущая программы «Суперняня», телеканал «РЕН ТВ»

– Если к переходу в среднюю школу самостоятельная познавательная деятельность, которая является незаменимым средством активизации учебной мотивации, не была сформирована, сделать это в подростковом возрасте будет невероятно сложно. В соответствии с новыми потребностями ребенка упор необходимо делать не на саму учебу, а на то, что одновременно с выполнением учебной задачи будет повышать творческую самостоятельность и улучшать статус подростка среди сверстников. Этому могут способствовать различные творческие задания (постановка спектакля, участие в конкурсе, создание сайта или газеты и т.д.), работа в группе над исследовательскими проектами, организация тематического праздника или викторины и т.д. Вот здесь действительно может понадобиться посильная помощь родителей, которая должна выражаться исключительно в материально-техническом обеспечении идеи: закупка материалов для постройки декораций и пошива костюмов, сопровождение на конкурс, предоставление помещения (квартиры) для репетиций и др. Очень важно при этом дать ребенку самостоятельно сделать всю работу! Роль взрослых в данном процессе – роль восхищенного и благодарного зрителя, который подбадривает и дает силы для дальнейших свершений.

Безусловно, наряду со всей этой работой родителям необходимо устранить причину возникновения гиперопеки, заняться разрешением конфликтов в семье и разобраться с собственными мотивами, побуждающими гасить самостоятельность ребенка. Важно помнить, что школьный возраст является самим благоприятным периодом для развития важнейших психических качеств личности. Если в этом возрасте не сформируется умение самостоятельно и творчески решать поставленные задачи, то в будущем становление самостоятельной творческой личности будет затруднено.

Пит Джейсон

участник коллектива «Группа ПМ»

– В этом году в школу у меня пойдут две дочки: одна в третий, другая – в седьмой класс. Мне кажется, что самое сложное – это привить ребенку желание учиться. Бывает трудно объяснить, что учеба в школе, затем в институте – это важно и необходимо, это не просто пустая трата времени. В начальную школу, первые два-три года, дети, как правило, ходят с удовольствием, потому что воспринимают школу как игру. В более старших классах начинают терять интерес к занятиям, быстрее устают. Именно в данный момент нужно приложить большие усилия, чтобы нормальная учеба продолжалась. Надо постараться убедить их, что учиться все-таки необходимо и что высшее образование нужно каждому человеку. Что касается моих дочерей, то я просто открыто разговариваю с ними, откровенно отвечаю на вопросы, рассказываю, как все происходило у меня. Как-то старшая дочка сказала: «Папа, ты все еще живешь в мире детства». Я удивился, спросил: «Это хорошо или плохо?» Она ответила: «Это очень хорошо». Я действительно отчетливо помню то время, когда сам учился в школе, помню, что и как происходило со мной. Я рассказываю старшей дочери о своем опыте, о конкретных проблемах и о том, как мне удавалось их решать. Я рад, что могу ей что-то посоветовать, чем-то помочь.

Комментарии психолога Натальи Корешковой:

Нежелание учиться – достаточно распространенная проблема, но причины, которые ее вызывают, всегда индивидуальны. В истории Кати плохая успеваемость не является следствием интеллектуальных нарушений и во многом обусловлена семейной ситуацией. Основная проблема состоит в том, что родители не могут сойтись во мнениях по поводу воспитания девочки. Они конфликтуют, а ребенок оказывается меж двух огней. Очевидно, что претензии супругов друг к другу более глубоки, а плохая успеваемость дочери – это удобный способ выражать недовольство друг другом. И конечно не случайно, что в такой конфликтной семье у ребенка возникают трудности: Катя со своими школьными проблемами как бы берет удар на себя, позволяя родителям отвлечься от собственных неурядиц.
Еще один важный аспект в этой истории – то, что школьная успеваемость Кати поставлена во главу угла всей жизни семьи, а отношения ребенка с родителями исчерпываются различными занятиями и школьными делами. Эта сторона жизни девочки наделена сверхценностью по сравнению со всеми другими, и такое отношение не может не вызывать напряжения у ребенка. Особенно сильны должны быть ожидания у мамы, которая не реализовала свои профессиональные цели в жизни, и ей необходимо через дочь компенсировать чувство успешности. А ведь родители обязаны отличать свои цели, амбиции, интересы от того, что реально может и хочет их ребенок. В этой истории супругам необходимо для начала разобраться в собственных отношениях. Девочке необходимо чувство эмоциональной безопасности в семье, а также осознание, что родители со своими проблемами разберутся без нее.

Рейтинг: 1.4 (голосов: 18)

Комментарии

Оставьте Ваш комментарий:
Подпись: 
Введите символы с картинки:  
 

Свежие комментарии

 
ШКОЛА РОДОВ онлайн