Главная страница >  Материалы журнала >  Культпоход >  В свободном полете.

В свободном полете.

 Мы часто мечтаем о том, чтобы дети поскорее стали самостоятельными. Но когда этот момент наступает, нам становится по-настоящему страшно: мир так опасен, а ребенок абсолютно беззащитен. Но невозможно навсегда пристегнуть малыша к юбке: однажды он должен будет сделать свои первые шаги в большой мир. А значит, следует заранее позаботиться о том, чтобы защитить его на этом пути.

В теории

В России нет закона, определяющего, до какого возраста ребенок нуждается в постоянном присмотре взрослых. А потому в небольших провинциальных городках дети в четыре года гуляют во дворе самостоятельно, тогда как в столице мама побоится оставить без присмотра и десятилетнего. Часто обстоятельства бывают сильнее нас: мы работаем, а ребенку необходимо гулять, посещать дополнительные занятия, бывать у друзей. Так что только и остается, что подготовить несколько инструкций да молиться, чтобы ребенок их выполнял. Впрочем, чем продуманнее и точнее будут инструкции, чем больше времени мы потратим на то, чтобы убедиться, что ребенок их усвоил, тем скорее будут услышаны наши молитвы.

Начинать подготовку ребенка к самостоятельности можно с 5-6 лет. Таким образом вы выгадаете один-два года на теоретическую проработку вопроса. Основная сложность заключается в том, что мы должны не запугивать детей (ведь страх обезоруживает и мешает правильно реагировать в критической ситуации), а объективно демонстрировать все опасности, подстерегающие их за порогом квартиры. При этом важно сохранить баланс между уверенностью и осторожностью.

Проще всего сделать это в игровой форме. Она наиболее доступна ребенку и позволяет не только проговаривать, но и прорабатывать опасную ситуацию, выбирая в случае угрозы определенные действия из множества вариантов. Для начала определитесь с теми маршрутами, которыми может ходить ребенок. Наиболее популярные из них «дом-двор», «дом-магазин», «дом-сад/школа». Недостаточно просто пройти их, обсудив зоны повышенной опасности (лифт, подъезд, подворотня, дорога), важно разыграть угрожающие ситуации. Что делать, если возле лифта стоит незнакомец? Как правильно перейти дорогу? Почему не стоит срезать путь?

Часто родители требуют, чтобы дети ни в коем случае не меняли маршрут. Но как быть, если дорогу перегородили для ремонтных работ? На такой случай должен быть разработан запасной путь, который тоже должен быть изучен с точки зрения безопасности. Всегда под запретом безлюдные пустыри, придорожные лесопарки, новостройки, заброшенные дома, чердаки, подвалы. Посетите все эти запретные места вместе с ребенком и убедитесь в том, что ничего интересного и заманчивого в них нет.

Напомните и о том, что угрозу могут представлять животные. Даже самая симпатичная собака может укусить, а от крошечного бездомного котенка легко получить массу неприятных заболеваний.

Защитить ребенка от опасных взрослых может жесткое правило «Никогда не разговаривай с незнакомцами!». К сожалению, практика показывает, что наиболее уязвимы для преступников слишком послушные и вежливые дети. Поэтому стоит не однажды сыграть с ребенком в игру «К тебе обратился незнакомый взрослый». Учтите, что незнакомец может спросить, как проехать в больницу, предложить посмотреть котят, вариантов много, и все они соблазнительны, но ответ ребенка всегда должен быть одинаков. При этом он не только не должен вступать в диалог, но и как можно быстрее отойти от незнакомца туда, где есть люди. Внушите ребенку, что для спасения жизни и здоровья можно нарушать любые правила: убегать, кричать, кусаться, врать; главное избежать опасности. Преступники редко преследуют выбранную жертву, если она начинает привлекать всеобщее внимание, и отправляются на поиски кого-то более доверчивого.

Ребенок должен знать, что большинство личностей, представляющих для него опасность, выглядят, как обычные люди. Они доброжелательны, улыбчивы, вежливы и ласковы. Поэтому из правила нет исключений: любой незнакомый взрослый представляет потенциальную опасность. Другое дело дворовые хулиганы. Объясните ребенку, что если у него требуют телефон, деньги, украшения – их нужно отдать без боя и немедленно уходить. В том случае, если ребенку необходима помощь (он заблудился, с ним приключилась какая-то беда), следует обращаться не к мужчине или юноше, а к мамам и бабушкам с колясками. И конечно, дети должны назубок знать свои имя, фамилию, адрес и телефон.

На практике
Осваивать «свободный полет» нужно постепенно и гомеопатическими дозами.

Попробовать ребенка оставить гулять во дворе одного можно уже в шесть лет при условии, что площадка хорошо просматривается из окон вашей квартиры, расположена в безопасном месте и там гуляет много других знакомых взрослых с детьми. Попросите их незаметно понаблюдать за вашим малышом. После прогулки обсудите все, что происходило на площадке. Не отмахивайтесь от рассказов малыша он должен вам доверять.

В обеспечении детской безопасности многое зависит и от родителей. Не наряжайте ребенка в слишком дорогую и приметную одежду, украшения пусть тоже останутся дома, ключ от квартиры ни в коем случае не должен болтаться на шее. Не разрешайте девочкам гулять с распущенными волосами.

Следующий этап ребенок самостоятельно выходит из дома. Приучите малыша посмотреть в глазок, прежде чем покинуть квартиру. Безопаснее спуститься по лестнице, чем воспользоваться лифтом, собирающим всех спускающихся на других этажах. Нельзя выскакивать из подъезда, не убедившись, что на примыкающей дороге нет машин.

Если ребенок уходит, когда вас нет дома, он обязательно должен позвонить вам либо на видном месте оставить записку с указанием, куда и с кем он идет.

Второклассник может сам ходить в школу, если она расположена рядом. Чтобы обезопасить ребенка, договоритесь с мамами его одноклассников, живущих поблизости, обменяйтесь телефонами и адресами. Важно, чтобы малыш шел до школы и обратно в компании.

В средней школе ребенок может попробовать самостоятельно ездить на дополнительные занятия на общественном транспорте. Объясните правила пользования им, обязательно акцентировав внимание на том, что нельзя пытаться влезть в переполненный автобус, нельзя прислоняться к дверям, располагаться следует ближе к водителю, обходить автобус положено сзади и т.д. Обязательно обговорите, что делать, если ребенок случайно проехал свою остановку или сел не на тот маршрут. Напомните, что в случае затруднений он может обратиться к водителю или кондуктору, а в метро – к милиционеру.

Повторяйте эти правила регулярно до тех пор, пока не убедитесь, что все сказанное ребенок делает автоматически. Если он нарушил договоренность не ругайте, а заново проработайте проблему. Будьте примером для ребенка и всегда ведите себя так, как требуете от него. И конечно, проявляйте участие к другим детям, если видите, что ребенок попал в затруднительную ситуацию либо ему угрожает опасность.

Очень важно объяснить ребенку, что если он будет соблюдать правила, то избежит опасности и сможет найти выход из сложной ситуации. А значит, потраченное на обучение время не пройдет даром.

Рейтинг: 1.4 (голосов: 12)

Комментарии

Оставьте Ваш комментарий:
Подпись: 
Введите символы с картинки:  
 

Свежие комментарии

 
ШКОЛА РОДОВ онлайн