Меню блогаБлог пользователя Ульяна на сайте РОДЫ.ру |
Блоги родителей
Ульяна (статус: Guru)
31.10.2012 10:34 Новый закон об образовании: что он нам дает.
Очередной раз Дума поднимает вопрос о нововведениях в законодательстве об образовании. Делаем выводы.
Закон, по которому будут работать все учебные заведения страны, пока не дает ответа на вопрос, «как и чему будут учить наших детей». То, что на словах звучит прогрессивно и продвинуто, на деле оказывается пустышкой: придумано, может, и неплохо, только как выполнить, непонятно.
Через несколько недель Госдума будет снова рассматривать проект нового закона об образовании: к этому моменту депутаты обещали подготовить поправки и прояснить те места, которые вызывают особенно много споров. Но сам закон, скорее всего, будет взят за основу и именно по нему в ближайшие годы станут жить все детские сады, школы и вузы страны.
Документ принят 17 октября, страсти немного улеглись и теперь можно уже спокойно разобраться в том, что же он нам готовит. Это действительно самый важный российский закон — просто потому, что касается всех: каждому из нас предстоит дать своим детям образование.
История этого закона длинная и сложная. Сначала проект был выставлен на всеобщее обсуждение и собрал в интернете более 20 000 замечаний и поправок. Потом был скандал с образовательными стандартами, которые, например, исключали литературу из обязательных предметов. Закон был отправлен на пересмотр и только в начале осени попал обратно в Думу.
Нововведений в нем много. На первый взгляд, большинство из них — технические и они не касаются напрямую качества образования. Но на самом деле, от того, как именно будут учить детей, очень зависит то, чему их научат.
Итак, главное новшество, которое ждет школьников, учителей и родителей уже в ближайшие годы — разделение всей программы на основные и дополнительные курсы. При этом, дополнительные предметы могут выбирать сами ученики и их родители. Изучать их можно будет не только в своей школе, но и в любом другом учебном заведении или, вообще, удаленно, через программы дистанционного обучения.
Звучит очень современно, по-европейски, продвинуто. Но проблема в том, что точного разграничения обязательных и дополнительных программ в законе нет: сейчас эксперты предполагают, что скорее всего, в каждом регионе этот вопрос будет решатся местными властями. Это значит, что в Москве, к примеру, все станут в обязательном порядке заниматься физикой и физкультурой, во Владивостоке изучать литературу и труд, в Новороссийске - английский язык и ОБЖ.
Тут же возникает проблема с возможным введением платы за образование, о которой уже не первый месяц говорят критики. Особенно остро этот вопрос встает из-за того, что в госбюджете на 2013-2015 годы финансирование образования, скорее всего, будет урезано примерно на четверть. В законе закреплено право на бесплатное образование, при этом там оговаривается некий минимум уроков за счет государства (их точное количество еще не определено), сверх которого все — уже за деньги. Что именно попадет в перечень бесплатного и обязательного, тоже пока неясно.
Приблизительно такая же история происходит и с детскими садами:обучение малыша в дошкольном учреждении останется бесплатным, но уход за ребенком и, что еще более любопытно, присмотр станут для родителей платными услугами (небольшую часть суммы будут вносить региональные власти). Как именно будет рассчитываться стоимость пребывания ребенка в детском саду, закон не описывает.
Мутность — основная претензия, которую предъявляют новому закону критики. На словах все придумано здорово, но если копнуть чуть глубже, выходит, что за ними ничего не стоит.
Например, по словам уполномоченного по правам ребенка в Москве Евгения Бунимовича, в законе появилось понятие инклюзивного образования — это когда дети-инвалиды получают доступ ко всем общеобразовательным заведениям и могут учиться в любом из них. При этом, всем известно, что в России инклюзивного образования нет и пока быть не может по техническим причинам: у нас нет ни специально подготовленных учителей, ни соцработников, ни пандусов в школах. Закон же не предусматривает никаких мер, которые бы помогли воплотить его в жизнь.
Депутат КПРФ, первый заместитель Комитета Госдумы по образованию Олег Смолин считает, что документ и вовсе отбрасывает российское образование назад. Он обращает особое внимание, к примеру, на отмену льготы для детей-сирот и детей-инвалидов при поступлении в вузы, и говорит о том, что это нарушает принцип равного доступа к образованию. Он уверен, что закон недостаточно защищает интересы школьных учителей - а без этого развалится все деревенское образование.
Критика справедливая и к месту. Авторы обещали внимательно изучить поправки Смолина и учесть его критику при подготовке законопроекта ко второму чтению. Правда, тут есть некоторые сомнения: из 20 000 замечаний, которые собрал проект в интернете, разработчики учли единицы.
Закон, по которому будут работать все учебные заведения страны, пока не дает ответа на вопрос, «как и чему будут учить наших детей». То, что на словах звучит прогрессивно и продвинуто, на деле оказывается пустышкой: придумано, может, и неплохо, только как выполнить, непонятно.
Через несколько недель Госдума будет снова рассматривать проект нового закона об образовании: к этому моменту депутаты обещали подготовить поправки и прояснить те места, которые вызывают особенно много споров. Но сам закон, скорее всего, будет взят за основу и именно по нему в ближайшие годы станут жить все детские сады, школы и вузы страны.
Документ принят 17 октября, страсти немного улеглись и теперь можно уже спокойно разобраться в том, что же он нам готовит. Это действительно самый важный российский закон — просто потому, что касается всех: каждому из нас предстоит дать своим детям образование.
История этого закона длинная и сложная. Сначала проект был выставлен на всеобщее обсуждение и собрал в интернете более 20 000 замечаний и поправок. Потом был скандал с образовательными стандартами, которые, например, исключали литературу из обязательных предметов. Закон был отправлен на пересмотр и только в начале осени попал обратно в Думу.
Нововведений в нем много. На первый взгляд, большинство из них — технические и они не касаются напрямую качества образования. Но на самом деле, от того, как именно будут учить детей, очень зависит то, чему их научат.
Итак, главное новшество, которое ждет школьников, учителей и родителей уже в ближайшие годы — разделение всей программы на основные и дополнительные курсы. При этом, дополнительные предметы могут выбирать сами ученики и их родители. Изучать их можно будет не только в своей школе, но и в любом другом учебном заведении или, вообще, удаленно, через программы дистанционного обучения.
Звучит очень современно, по-европейски, продвинуто. Но проблема в том, что точного разграничения обязательных и дополнительных программ в законе нет: сейчас эксперты предполагают, что скорее всего, в каждом регионе этот вопрос будет решатся местными властями. Это значит, что в Москве, к примеру, все станут в обязательном порядке заниматься физикой и физкультурой, во Владивостоке изучать литературу и труд, в Новороссийске - английский язык и ОБЖ.
Тут же возникает проблема с возможным введением платы за образование, о которой уже не первый месяц говорят критики. Особенно остро этот вопрос встает из-за того, что в госбюджете на 2013-2015 годы финансирование образования, скорее всего, будет урезано примерно на четверть. В законе закреплено право на бесплатное образование, при этом там оговаривается некий минимум уроков за счет государства (их точное количество еще не определено), сверх которого все — уже за деньги. Что именно попадет в перечень бесплатного и обязательного, тоже пока неясно.
Приблизительно такая же история происходит и с детскими садами:обучение малыша в дошкольном учреждении останется бесплатным, но уход за ребенком и, что еще более любопытно, присмотр станут для родителей платными услугами (небольшую часть суммы будут вносить региональные власти). Как именно будет рассчитываться стоимость пребывания ребенка в детском саду, закон не описывает.
Мутность — основная претензия, которую предъявляют новому закону критики. На словах все придумано здорово, но если копнуть чуть глубже, выходит, что за ними ничего не стоит.
Например, по словам уполномоченного по правам ребенка в Москве Евгения Бунимовича, в законе появилось понятие инклюзивного образования — это когда дети-инвалиды получают доступ ко всем общеобразовательным заведениям и могут учиться в любом из них. При этом, всем известно, что в России инклюзивного образования нет и пока быть не может по техническим причинам: у нас нет ни специально подготовленных учителей, ни соцработников, ни пандусов в школах. Закон же не предусматривает никаких мер, которые бы помогли воплотить его в жизнь.
Депутат КПРФ, первый заместитель Комитета Госдумы по образованию Олег Смолин считает, что документ и вовсе отбрасывает российское образование назад. Он обращает особое внимание, к примеру, на отмену льготы для детей-сирот и детей-инвалидов при поступлении в вузы, и говорит о том, что это нарушает принцип равного доступа к образованию. Он уверен, что закон недостаточно защищает интересы школьных учителей - а без этого развалится все деревенское образование.
Критика справедливая и к месту. Авторы обещали внимательно изучить поправки Смолина и учесть его критику при подготовке законопроекта ко второму чтению. Правда, тут есть некоторые сомнения: из 20 000 замечаний, которые собрал проект в интернете, разработчики учли единицы.
Настроение: Задумчивое
Комментарии:
Добавить комментарий:
Комментарии могут добавлять только зарегистрированные пользователи. Зарегистрироваться Вы можете здесь.Если Вы уже регистрировались ранее, то Вам надо просто войти в систему.