"Почему дети верят в сказки?"
хотим оказаться в сказке
Попробуйте представить мир глазами ребенка. Вы не знаете не то что законов физики, но даже про их существование. Мир – как данность. Огромный – шкафы до неба, деревья, как титаны, и маленькая травка на лужайке размером со Вселенную – и все это совершенно неподвластно вашей воле. Что будет в следующую секунду? Что ожидает вас за поворотом? Непредсказуемо. Вы хотите объяснить, что ветер дует, перемещаясь из зоны высокого давления в зону низкого, но малышу пока будет намного понятнее, если вы просто скажете: «Так дышит наша планета».
Волшебное лекарство
Способность наделять предметы и явления сверхъестественными свойствами, верить в одушевленность неживой природы — характерная черта детской психики. Влияние сказки на детское мышление настолько велико, что у психологов, работающих с детьми с различными психологическими проблемами, возникло даже отдельное направление — сказкотерапия, когда индивидуально для ребенка сочиняется особая терапевтическая метафора. Впрочем, родители, зная, как никто, своего малыша, могут и сами придумать свою историю. Главное, чтобы положительный герой, испытывающий аналогичные с ребенком трудности вначале, смог победить их в конце. Кроме того, сказки, особенно ожидание Деда Мороза, являются сильнейшими иммуностимуляторами.
Историческая роль сказок
Сказки — это мир в миниатюре. Порой он жесток, но добро неизменно побеждает зло. Иногда в глазах ребенка, слушающего строчки «Точат ножи булатные, хотят меня зарезати» возникает ужас, но в этом и заключается великая роль сказок: это своего рода прививка от реальных опасностей. И каждая сказка несет свою уникальную мораль, в иносказательной форме учит, как следует себя вести в той или иной жизненной ситуации: не открывать дверь чужим людям («Волк и семеро козлят»); идти своей дорогой, не доверяя посторонним («Колобок»); не говорить лишнего чужакам («Красная Шапочка»); подходить ответственно к доверенной работе («Гуси-лебеди»); в единении наша сила («Репка»); лучше медленнее, да надежнее («Три поросенка»).
Побочные эффекты
фантазирования
У каждой медали есть обратная сторона. Случается, что фантазии уносят детишек за пределы физического мира, заставляя порой путать реальную жизнь с вымыслом, и тогда уставшие от вечных выдумок ребенка родители называют его врунишкой и теряют доверие к его словам. Да и сам малыш может пострадать от собственных фантазий, если, скажем, проникнется верой в существование сказочных монстров и всяких ужасов. Отсюда и ночные страхи, и регресс в развитии. Поможет в таких случаях внимательное отношение к ребенку. Надо не запрещать ему путешествие по параллельным мирам, а по достижении малышом возраста 4–5 лет начать подробно рассказывать ему о том, как устроен реальный мир.