Профессор Лебединский: "Стопроцентная свобода"
Алексея Лебединского все знают как популярного певца, многие — как успешного фотографа, и лишь небольшое количество людей имеет представление о его третьем, самом неожиданном амплуа — отца, самостоятельно воспитывающего почти уже взрослую дочь. Впрочем, как раз на тему взросления мнения Профессора и одиннадцатилетней Вероники принципиально расходятся.
— Алексей, Вероника уверена, что она уже взрослая девушка, а папа до сих считает ее младенцем. Что скажете в свое оправдание?
Алексей: Все дети считают себя взрослыми. И только перейдя определенный возрастной рубеж, люди вдруг понимают, что не успели наиграться, и впадают в детство. В основном это происходит с мужчинами. Я никогда не переставал быть ребенком. При этом в детстве, когда делал что-то неправильно, говорил, что я взрослый и чтобы от меня отстали. Теперь Ника поступает так же. Взрослым становишься в тот момент, когда возникает необходимость противостоять мнению старших.
— И по каким вопросам возникают у вас споры?
Алексей: Надо ли все делать вовремя? Надо ли расставлять приоритеты? Можно ли смотреть телевизор, если не сделаны уроки? Я проводил эксперимент — давал Нике полную свободу на несколько дней. Не понукал, не дергал, смотрел, что она будет делать. В результате дочь часами смотрит телевизор и поет песни. Абсолютно не контролирует время. И ничего не успевает. Во всем остальном никакой борьбы мы не ведем. Ника занимается только тем, что ей нравится.
— Наказывать дочку за непослушание приходилось?
Алексей: Конечно приходилось. Но у Ники есть уникальное свойство — она всегда находит психологически верный выход из ситуации. Например, на нее совершенно не действует метод лишения каких-либо благ. То есть метод «сделай это, иначе ты не получишь того» у нас работает процентов на десять. Если я выполняю обещанную угрозу, Ника просто переключается, занимается чем-то другим, и никакого воздействия на нее карательная мера не оказывает. Единственный способ чего-то добиться от дочери — заинтересовать. В этом я узнаю себя. И поэтому я Нику понимаю и не ругаю. Давлю на нее только тогда, когда это важно и принципиально. До многого, я уверен, она дойдет сама. Сейчас дочке важно накапливать полезную информацию.
— Помогаете ли вы Нике делать уроки и участвуете ли в ее школьной жизни?
Алексей: Только тогда, когда она просит о помощи. Если человек справляется сам — зачем ему мешать? На родительские собрания не хожу, но с классной руководительницей общаюсь регулярно по телефону. Она замечательная, нам очень повезло. Правда, периодически возникают небольшие конфликты по поводу заданий, которые, по сути, даются родителям, а не детям, и которые я совсем не готов выполнять. Лепить всякие коробочки и поделки я не буду, у меня нет на это ни времени, ни желания, и я честно об этом говорю. Но в целом школа, в которой учится Ника, мне очень нравится. И поэтому приходится мириться с тем, что от дома она не близко. По утренним пробкам добираться приходится около часа. В общем, я стараюсь быть в курсе происходящего в школе, к тому же Ника сама с удовольствием рассказывает обо всем, что происходит, причем не только мне, но и всем моим знакомым женского пола. Она испытывает большую потребность в женской аудитории, и это вполне объяснимо.
— Ситуация, когда отец растит ребенка в одиночку, довольно нестандартна. Неужели вы всегда воспитывали Нику один?
Алексей: Мама Ники живет в Санкт-Петербурге и участия в жизни дочери не принимает. Когда Нике было 5 лет, я, как говорится, гражданским образом женился на замечательной девушке Кате, которая помогала мне воспитывать Нику, но год назад мы разъехались. Впрочем, мы продолжаем общаться, потому что нас связывает нечто большее, чем просто любовь, — это абсолютное взаимопонимание, поэтому если у Ники возникают какие-то вопросы, о которых девочке говорить проще с женщиной, Катя всегда ей на них ответит.
— А об отношениях с мальчиками вы с дочкой уже разговариваете?
Алексей: Да, конечно. Именно об отношениях, вопросы секса мы, к счастью, еще не затрагиваем. Пока все на уровне разбора жизненных ситуаций: кто с кем гуляет, кто кому нравится, чем объяснить то или иное поведение. Нике нравится один мальчик, и я считаю это вполне естественным. У меня была подружка уже в детском саду. Вообще, я предоставляю Нике почти стопроцентную свободу. Все, что не вредит здоровью — физическому и психическому, — я ей разрешаю.
— Ника так не считает.
Алексей: Потому что я запрещаю ей ходить накрашенной в школу и другие общественные места. Вот представьте себе: идем мы с ней куда-нибудь на выставку, а она размалевана, как Барби. Вкус-то еще детский. Дома она может делать все что угодно и одеваться как хочет. Некоторые ее одноклассницы уже накладные ногти носят, как она говорит. А еще курят и ругаются матом. Не хочу, чтобы моя дочь была на них похожа. Впрочем, Ника тоже понимает, насколько это некрасиво, и поэтому далеко не со всеми в школе общается. Рано повзрослевшие девицы ее не принимают в свою компанию. Одно время Ника из-за этого переживала, но мы с ней много разговаривали, и она сама пришла к выводу, что всем нравиться невозможно и к выбору друзей надо относиться крайне придирчиво. Толпу невозможно любить, а подстраиваться под мнение толпы глупо.
— Ника сказала мне, что хочет стать певицей. Как вы к этому относитесь?
Алексей: Абсолютно ровно. Она еще слишком маленькая, чтобы иметь возможность проанализировать такое желание. С возрастом она либо действительно станет упорно работать, чтобы добиться каких-то результатов, и сможет стать певицей, причем не абы какой, а хорошей, потому что все данные для этого у нее есть; либо осознает, что в нашей стране талант как таковой никого не интересует, и выберет другую сферу деятельности. На данный момент я пытаюсь донести до дочери, что если она хочет петь, то нужно заниматься голосом, выполнять элементарные упражнения, работать над собой. Изначально музыкальные способности у нее уникальные, слуховая память отличная. Ника, еще не научившись говорить, идеально пропевала понравившиеся мелодии, бегая мимо колонок в ходунках. Сейчас она мгновенно запоминает на слух пока еще малознакомые английские слова, не зная нот, подбирает мелодии. А вот заниматься музыкой начала только недавно. Раньше я приводил ей учителей, пытался водить в музыкальную школу — она упорно не хотела. Зато сейчас заинтересовалась и нагоняет пропущенное семимильными шагами! Видимо, заставлять заниматься музыкой раньше и не имело смысла. Нике интересно, откуда берется звук, какая должна быть подача. Моя дочь все, связанное с музыкой, воспринимает очень живо, и музыка, которую она слушает, мне абсолютно понятна. Ей нравится джаз, нравится Марайа Керри, Кристина Агилера, «Би Джиз», «Стили Дэн». При этом из репертуара каждого артиста она выбирает самое лучшее. Я же пытаюсь продемонстрировать Нике на наглядных примерах, из чего состоит успех того или иного исполнителя. Где — дар, где —работа продюсера, где — аранжировк
— Вам хочется, чтобы Ника стала певицей, или вы предпочитаете, чтобы она выбрала какую-то более спокойную специальность?
Алексей: Свои предпочтения я лишь могу оставить при себе, как и любой другой родитель… Тут надо смотреть на человека, что ему свойственно, а что нет. Вот глядя на Нику, я понимаю: ей доступно очень многое. Сначала она хотела быть врачом. Я, кстати, тоже мечтал о медицине до десятого класса, но потом решил пойти по легкой дорожке и поступил в электротехнический институт. И зря я это сделал. Годам к тридцати, уже будучи известным артистом, я очень об этом пожалел. Я должен был стать врачом — для себя, для своей души. И наверное, поэтому сейчас мне хочется, чтобы врачом стала Ника. У нее для этого есть все данные: внимательность, понимание процесса, отсутствие боязни крови, творческий подход, она умеет во всем видеть разные аспекты. Но замечая эти свойства ее характера, я понимаю, что без музыки моя дочь вряд ли проживет. И противостоять этому не буду, но моя задача в том, чтобы она получила еще какие-то знания, потому что путь творческого человека извилист и непредсказуем. И я если я пойму, что Ника как певица не представляет из себя ничего, я постараюсь переубедить ее.
— Какой урок преподнес вам родительский опыт?
Алексей: Для меня это возможность дать моей дочери ту свободу в развитии, которая была у меня, но — не повторяя ошибок моей матери. Здоровая нервная система и присутствие любви — это самое главное для ребенка. Все остальное — прилагается.
ВРЕЗЫ:
НИКА: Я пытаюсь ему объяснить, что уже подросла, а он говорит: «Ты — маленькая». Я выросла из младенчества. Когда мне исполнилось 11 лет, я поняла, что хватит быть ребенком и играть в Барби!
НИКА: Мы с папой любим готовить. Точнее, я готовлю, а он ест. Вчера вот торт творожный пекла. А недавно — марокканский пирог. Умею супы варить, гороховый и мисо. Отбивные могу пожарить
НИКА: Я мало с кем из сверстников дружу. Они меня не принимают, потому что я не хочу быть такой, как они: ругаться матом, интересоваться только шопингом и мальчиками, учиться на двойки. У меня три подружки. И один мальчик из класса. У нас с ним почти роман. Папа не против